Каршеринг – вид краткосрочного пользования автомобилем, при котором одна из сторон не является его собственником. Это вариант аренды автомобиля у профильных компаний – юридических лиц или индивидуальных предпринимателей чаще всего используется для внутригородских и/или коротких поездок.
Так как договор каршеринга заключается между организацией (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) и физическим лицом, использующим автомобиль для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли, потребитель обладает всеми правами, предусмотренными действующим законодательством о защите прав потребителей.
Арендодатель обязан довести до сведения потребителя информацию о себе и предоставляемых услугах, которая в обязательном порядке должна содержать:
• наименование организации или индивидуального предпринимателя, адрес и режим работы; для ИП: ФИО, адрес места осуществления деятельности, режим работы, сведения о государственной регистрации;
• вид аренды (почасовая, посуточная, длительная),
• транспортные средства, предоставляемые в аренду (марка, модель, год выпуска, вид управления – ручное управление, автоматическая трансмиссия, пробег автомобиля, имеющиеся и ранее устраненные недостатки);
• цена;
• сроки аренды;
• документы, подтверждающие право исполнителя на предоставление транспортных средств в аренду, сведения о прохождении технического осмотра, технического обслуживания;
• правила и условия эффективного и безопасного использования машины,
• дополнительные услуги и их стоимость – например, предоставление детского удерживающего устройства, навигатора.
Договор аренды транспортного средства должен быть заключен в письменной форме и содержать следующие сведения:
• информация о транспортном средстве (марка, модель, VIN, цвет, государственный регистрационный знак и иные идентификационные данные в соответствии с паспортом транспортного средства, а также пробег на момент заключения договора аренды);
• срок аренды автомобиля и порядок оплаты;
• условия о предоставлении транспортного средства и его возврата (место передачи транспортного средства; состояние транспортного средства на момент передачи; принадлежности, подлежащие передаче с транспортным средством; состав документов, относящихся к транспортному средству);
• лицо, которому предоставлено право управления, реквизиты доверенности на право управления;
• права и обязанности сторон, в том числе право арендатора сдавать транспортное средство в субаренду и оказывать услуги по перевозке с использованием транспортного средства;
• обязанность арендатора по содержанию транспортного средства;
• наличие или отсутствие залога;
• ответственность сторон;
• основания и порядок расторжения договора;
• адреса, реквизиты сторон.
Вместе с автомобилем потребителю передаются:
• регистрационные документы (паспорт или свидетельство о государственной регистрации транспортного средства);
• полис ОСАГО без ограничения лиц, допущенных к управлению транспортным средством; ключи от замка зажигания, багажника, сигнализации;
• знак аварийной остановки;
• медицинская аптечка;
• огнетушитель.
Рекомендуем прежде, чем подписать договор аренды внимательно осмотреть автомобиль на предмет наличия царапин, сколов, вмятин на кузове, грязи в салоне. Выявленные недостатки лучше сфотографировать или записать на видео.
Не лишним будет также провести осмотр бардачка и багажника. В случае обнаружения посторонних предметов необходимо тут же уведомить об этом арендодателя.
Услуги такси регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 года № 1586 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
До подачи такси пассажиру обязаны сообщить:
• номер принятого заказа
• наименование перевозчика,
• размер платы за перевозку легковым такси, причины ее возможного изменения,
• исполнение дополнительных требований к перевозке,
• планируемое время прибытия легкового такси.
Информация для пассажиров по прибытии такси:
• местонахождение,
• государственный регистрационный номер,
• марку и цвет кузова легкового такси,
• фамилию, имя и отчество (при наличии) водителя,
• фактическое время прибытия легкового такси.
Чек может быть выдан пассажиру такси в виде электронного документа или в бумажном виде. Маршрут такси определяется пассажиром. Если маршрут не указан, водитель такси должен следовать по кратчайшему пути или наименее время затратному пути. Оплата должна быть указана независимо от пробега такси и времени пользования такси, т.е. в виде фиксированной платы. Оплата также может быть установлена на основании тарифа исходя из расстояния или/и времени пользования такси.
Пассажирам запрещается:
• провозить в качестве ручной клади вещи, которые загрязняют салон автомобиля, портят сидения, мешают водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.
• провозить зловонные и опасных (легковоспламеняющихся, взрывчатых, токсичных, коррозионных.) веществ, холодного и огнестрельного оружия без чехлов и упаковки, вещей (предметов).
Допускается перевозка в легковом такси собак в намордниках при наличии поводков и подстилок, а также мелких животных и птиц в специальных переносках, если это не мешает водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида. Багаж перевозится в багажном отсеке, с закрытой крышкой багажника.
На крыше такси следует устанавливается фонарь оранжевого цвета. На кузове такси размещаются контрастные квадраты расположенные в шахматном порядке.
На передней панели справа от водителя должна быть размещена информация:
• полное или сокращенное наименование, адрес и номера контактных телефонов фрахтовщика,
• номер выданного фрахтовщику разрешения по перевозке легковым такси,
• срок действия указанного разрешения,
• наименование органа, выдавшего разрешение;
• тарифы.
Знайте, если вам не предоставлена полная достоверная информация о транспортном средстве, услуге, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, или в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за услугу суммы.
Изначально, для разрешения спора потребителю услуг необходимо обратиться к исполнителю с письменной претензией, в которой следует изложить свои требования. Вручить претензию необходимо в двух экземплярах лично исполнителю, либо направить ее по почте России на юридический адрес исполнителя заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. В случае невозможности разрешения спора с исполнителем в досудебном порядке, потребитель имеет право обратиться в суд.
Также можно обратиться с письменной жалобой в соответствующие надзорные органы:
В случае нарушений, связанных с транспортной безопасностью – в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта или ее территориальные органы.
При обмане или предоставлении неполной информации об услуге или транспортном средстве - в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей или её территориальные органы.
При отсутствии документов, подтверждающих оплату – в Федеральную налоговую службу или ее территориальные органы.
Желаем вам приятной и безопасной поездки!